Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Музыка в MP3
Обои

Всего.RU

Наташа, 40 - 17 апреля 2007 09:09

ЛЮБОВЬ — в самом общем смысле — отношение к кому(чему)-либо как безусловно ценному, объединение и соединенность с кем (чем) воспринимается как благо. В более узком и собственном смысле слова любовь — это именно отношение к другой личности (сюда не следует относить разнообразные эмоциональные состояния, связанные с привязанностью или страстью к различным вещам, отношениям или опытам, например, сластолюбие, сребролюбие, властолюбие и т.д.). Мы можем встретить разные представления о любви и разные значения самого слова «любовь». Этим словом могут обозначаться: эротические или романтические (лирические) переживания, связанные с сексуальным влечением и сексуальными отношениями с другим человеком; особого рода интимная связь между любовниками или супругами; привязанность и забота в отношениях к родным и родственникам, а также — к близким людям — родственным душам; восхищение и благоговение перед авторитетом — человеческим (индивидуальным или коллективным) или сверхъестественным; благожелательность и милосердие в отношении к другому как ближнему. Различным значениям, выражаемым в современных европейских языках как правило одним словом «любовь», в древних языках соответствовали специальные термины, обозначавшие чувственную любовь-желание, дружелюбие, любовь-милосердие. Известны соответствующие греческие слова: «эрос», «филия», «агапэ», а также «сторгэ» — любовь семейная (единственно, надо иметь в виду, что дифференциация этих слов произошла в более позднюю эпоху, когда о классической древности осталась одна только память; достаточно сказать, что слово «агапэ» наполняется указанным содержанием лишь в христианском мышлении). Представления, соответствующие этим человеческим чувствам и отношениям, есть и в китайской культуре. В живых европейских языках также имеются различные понятия и термины, аналогичные вышеприведенным, например, в русском — «вожделение», «дружелюбие», «сострадание» («жалость»), «милосердие», «благоговение» (отношение любви-уважения и почитания к высшему - авторитету, Богу). Это допустимое совмещение различных значений в одном слове «любовь», характерное для европейских языков, отражает интуицию глубокого родства между этими различными опытами душевной и духовной активности человека: любовь всегда выступает целестремительной и соединительной силой.

В диалоге Платона Пир - произведении, задавшем большинство основных сюжетов последующих философских обсуждений любви, — воссоединительная функция любви-эроса предстает как главная: «любовью называется жажда целостности и стремление к ней», в любви каждый находит свое неповторимое другое Я, в соединении с которым обретается гармония. Один из персонажей диалога Пир рассказывает миф, согласно которому первые люди были «целостными», соединяя в себе характеристики мужчины и женщины. Но они провинились перед богами и те, решив наказать их, рассекли их пополам; с тех пор разделенные половины ищут друг друга. Любовь — это сила, влекущая половины, оставшиеся после наказания богов, к воссоединению. В любви к другому человек утверждается, он обновляет себя через другого, перерождается и обретает бессмертие. Благодаря любви человек постигает высшую истину и потому в любви он приобщается к Благу, Космосу, вечности. Особенности любви конкретного влюбленного обнаруживаются не в том, что он чувствует, а в том, как он относится к возлюбленному и какие ответные чувства вызывает. Так же и Аристотель показывает, что подлинная любовь-филия покоится на взаимности, благожелательности, доверии, заботе, стремлении к добродетели и совершенству. В то же время в интеллектуальном движении от Платона к Аристотелю происходит существенное изменение в понимании любовного отношения. У Платона любовь — это отношение любящего к возлюбленному; отношение неравных. Аристотель же настаивает на том, что в дружелюбии (а влюбленность, как он считал, похожа на чрезмерную дружбу) проявляется уравненность, хотя и у Аристотеля подспудно чувствуется, что речь во многом идет об отношениях старшего и младшего. Новозаветная концепция любви, соединяя иудаистскую и античную традиции, выдвигает на первый план в понимании любви самопожертвование, заботу, дарение. Забота, рождаемая платоновским эросом или аристотелевской филией, обусловливалась особенным отношением к данному конкретному человеку, ставшему благодаря своей красоте возлюбленным. Христианская милосердная (агапическая) любовь не является следствием личной симпатии или восхищения другим; в ней актуализируется доброта человека, потенциально содержавшаяся в нем и до встречи с данным конкретным человеком; при этом в изначальной любви к ближнему любимым оказывается именно ближний с его конкретными заботами и проблемами. Поэтому христианская любовь к ближнему в принципе исключает ненависть: невозможно любить одного и ненавидеть другого.

Платон говорит о мужской любви, Аристотель, говоря о дружелюбии, также имел в виду отношения между мужчинами, в христианстве говорится о любви к ближнему, которым может и должен быть так же и враг. Однако во всех этих обсуждениях были выявлены те особенности любви как чувства, отношения к другому, отношений между возлюбленными, через которые в более поздние эпохи стала осмысляться романтическая, половая любовь. Этими обсуждениями в древности были заданы фундаментальные характеристики любви как чувства, которое, во-первых, устремляет любящего к объекту любви и, во-вторых, заставляет любящего жертвовать собой ради того, кого он любит.

Это одинаково свойственно любви мужчины к женщине и женщины к мужчине, хотя в отдельных случаях эти качества любви могут и по-разном
Добавить комментарий Комментарии: 0


Каталог сайтов | Бизнеc-каталог | Доска объявлений | Музыка в MP3 | Каталог сайтов OpenLinks.RU | Каталог сайтов iMen.RU | Обои
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.